Петр Воляк
Святой Патрик и феномен Ирландской Церкви


1. Европа в начале V века

Святой Патрик, покровитель Ирландии, родился в 389 году на острове Британия, северной окраине Римской Империи. Этот остров тогда населялиплемена кельтов, кроме того там были римские поселения. Кельты (греч. keltoi, galatios, лат. gallae - петухи) - это индоевропейский народ, появившийся в Европе в начале I тысячелетия до н.э. Они делились на две группы : на так называемых P-кельтов, бриттов (brythons, или более архаич. pretani), которые поселились в северной Галлии и на о-ве Британия, и на Q-кельтов, гойделов или гэлов, занявших западную и центральную Галлию, Ирландию и малые острова. Они говорили на разных диалектах - гэлы вместо бриттского [p] произносили [k]-[kw]; так ульстерских бриттов гэлы называли cruithin. Обе эти народности в конце I тысячелетия до н.э. были вытеснены с континента сильными и многочисленными германскими племенами.

Первые попытки завоевать острова кельтов были предприняты еще консулом Гаем Юлием Цезарем, потом императором Калигулой, но окончательноутвердиться в Британии удалось только императору Клавдию с помощью его полководца Агриколы. Римляне называли свободных кельтов, не живших на римских землях, скоттами, а кельтов, переселившихся еще до появления римлян на север Британии и постоянно пытавшихся прорвать границу Империи, называли пиктами (раскрашенные, от picti) - эти полудикие люди покрывали татуировками свои тела.

На севере римлянам жилось очень неуютно, так в конце IV века н.э. их владения на острове бриттов были сжаты до минимума - относительная безопасность имелась только в больших городах и в их предместьях. Римляне постояно отражали атаки пиктов с севера, после набегов этих племен от полей оставалась выжженная земля, а от городов и деревень - тлеющие развалины. Их жителей либо беспощадно убивали, либо уводили в рабство. В это же время, на западе, в Ирландском море и на британском побережье, хозяйничали скоттские "рейдеры". Наибольших масштабов пиратство скоттских ригов достигло именно в IV веке при знаменитом короле Нейле (Neill) - тогда их искусство грабить предвосхитило умение более поздних викингов, чьи драккары стали настоящей грозой морей на рубеже тысячелетия. Приплывая на своих куррах (curraghs) - каркасных лодках, обтянутых кожей, скотты, неожиданно нападая на поселение, захватывали и разоряли его, уводя иногда в рабство тысячи людей (по свидетельству св. Патрика, см. "Исповедь").

И последняя причина ослабления римских позиций в Британии была, наверное, самой актуальной. Поближе к Риму, центру империи, выводилось множество легионов с периферии, в том числе Британии. В центральных провинциях велась борьба с главным врагом - племенами германцев, чьи вторжения были наиболее опасны, ибо поражение грозило распадом Империи. Поэтому в 407 году из Британии были выведены все войска.

В то время, как Восточная Империя отчаянно отбивалась от готов, Запад захлебывался в бесконечных войнах с маркоманнами - пограничными племенами, соседями империи, с жадностью глядевших на богатство римских городов. Попав в 406 году из плена в Бретань (северо-западную Галлию), св. Патрик обнаружил выжженную пустыню, где нельзя было найти не только пищу, но и воду, пустыню, в которую превратилось некогда цветущая страна после разрушительного набега вандалов.

Как не сопротивлялись латиняне, варвары настолько ослабили их, что в 410 году вестготский вождь Аларих, приняв дань Константинополя, совершил беспрепятственно поход и занял Рим - символический оплот старой Империи. Аристократы и граждане были глубоко потрясены - незыблемая основа законов, порядка и силы цивилизованного мира оказалась во власти варвара! Стали ходить толки о конце света, предвестником которого казалось падение Рима. Св. Августин (354-430) написал свое знаменитое сочинение "О граде Божьем", где доказывал, что Рим постигло наказание за его грехи, что ни один град земной не может быть незыблем, и только град Божий в горнем мире, к которому должно стремиться сердцем, никогда не постигнет несчастье.

В это время на Востоке, как уже было сказано, воевали с готами, германским племенем, вытесненным из Причерноморья гуннами и другими народами в ходе Великого Переселения. Западным готам (visigoth) были даны права федерата и земли на дунайской границе, в то время как восточные готы (ostrogoth) были покорены гуннами. Но римские чиновники воровали деньги константинопольского августа, выделенные вестготам для охраны границе, и те восстали. Двигаться на запад в воюющий Рим они не хотели, а за Дунаем стояли гунны. В 378 году войска римского императора Валента дали решительный бой повстанцам Фритхигерна у стен Адрианополя во Фракии... и блестящие имперские войска были на голову разбиты конницей полудиких готов: стрелки с тяжелыми луками, управляя лошадьми с помощью одних стремян, издали расстреляли прославленные легионы Вечного Города.

Император тоже погиб в этой битве. Это было первое поражение римских войск от варваров в таком масштабе. Знаменитое побоище в Тевтобургском лесу, унесшее души двадцати тысяч римлян в 9 году н.э. просто блекнетперед поражением при Адрианополе. Империя была ослаблена на добрых пять лет, пока новый император, Феодосий, не остановил твердой рукой разруху и навел порядок в стране. В его правление было укреплено христианство, и около 390 года он запретил всякое отправление языческих культов, в том числе и Олимпийские игры, восстановленные лишь в 1896 году.

В 395 году, после смерти Феодосия, Империя, дотоле единая административно, была разделена на Западную, просуществовавшую до памятного 476 года, и на Восточную Римскую Империю, иначе Византийскую, лрожившую с перерывом в XIII веке до не менее памятного 1453 года. К концу IV века была реформирована и римская армия: после Адрианополя там появляется все больше варварских наемников, некоторые из которых даже правят в латинских провинциях в качестве регентов, как Стилихон, или даже независимых монархов, как Одоакр. Однако граждане обеих Империй, разделенных властью, не считали себя жителями разных государств. Поэтому любые события, происходившие в одной Империи, были важны и для другой. Именно так на Западе и Востоке сложилась цепь исторических фактов, оказавших большое влияние на св. Патрика и определивших его судьбу.

На том же Востоке, в начале II века происходили события, не менее значимые для жизни св. Патрика и его духовной миссии в истории Церкви. Это было начало монашеского движения. После периода римских гонений I века на христиан им стало трудно вести евангельскую жизнь в миру, и поэтому многие христиане на Востоке уходили в пустыни Сирии и Египта, где становились анахоретами, то есть отшельниками, ведущими праведную аскетическую жизнь. Например, св. Макарию Египетскому требовалось на 40 дней поста лишь несколько листьев капусты. Постепенно вокруг видных анахоретов, таких, как св. Антоний Великий, собираются группы учеников, жаждущих истины. Так возникают целые поселения монахов - лавры, где постепенно появляются церкви, кельи и хозяйственные постройки.

Лавра, конечно, не была монастырем в современном понимании этого слова , поскольку у каждого киновита (насельника лавры) был самостоятельный уклад и каждый сам для себя выбирал путь служения Господу. Росту лавр помогало христианское просвещение - св. Афанасий написал в 357 году "Житие св. Антония", св. Палладий Еленопольский составил лримерно тогда же "Historia Lausaica". В начале IV века киновитам в лавре уже требуется единый устав и его создает св. Пахомий. Лавры привлекают новых монахов, и из них позже вырастают целые города. К 346 году, году смерти св. Пахомия, в Египте процветает множество лавр, управляемых его уставом, крупнейшими из которых были Нитрийская и Скитская, в которых жило, по разным источникам, от 2000 до 15000 киновитов. Трудами монахов египетские пустыни превратились в цветущие земли. Монашеская жизнь по св. Пахомию имела очень простую аскетическую форму и была доступна всем христианам.

В середине того же века св. Василий Великий, которого по праву называют отцом восточного монашества, создал новый устав на основе устава св. Пахомия. Монахи св. Василия селились небольшими общинами и, кроме уставных молитв и необходимых работ, занимались христианским самосовершенствованием, переписывали книги и писали собственные сочинения. В отличие от лавр пустынников и тем более

столпников, монастыри устава св. Василия располагались в давно обжитых районах Малой Азии. Этот идеал монашеской жизни оказал впоследствии огромное влияние на все западное монашество в целом и на ирландское монашество в частности. Каппадокийские святые отцы - св. Григорий Нисский и св. Григорий Назианзин (Богослов) очень помогли св. Василию подвести строгую догматическую основу под практику восточного монашества.

Тогда же, в IV веке св. Афанасий путешествует из Египта в Трир и Рим и распространяет монашескую идею на западе. Св. Амвросий Медиоланский и епископ Евсевий Верчелльский организуют собственные аскетические общины в Италии, а также покровительствуют другим общинам. Также и св. Иероним Стридонский после пребывания на Востоке призывает знатных римлян к аскетической жизни и, надо сказать, добивается некоторого успеха, в основном, среди матрон. В 384 году Иероним из-за нападок на него в Риме перебирается в Палестину и там организует два монастыря, которыми руководит по пахомиевскому уставу, переведенному им на латынь. Чуть раньше его друг Руфин переводит на латынь и устав св. Василия, а также "Historia Monachorum in Aegypto".

Широко распранял киновитство на западе св. Мартин Турский, организовавший несколько десятков монастырей в Галлии (Пуату и Турень), среди них знаменитые Лигуже и Мармутье. Почитание св. Мартина было так велико, что впоследствии св. Бенедикт Нурсийский посвятил ему капеллу в своем Монте Кассино. После смерти св. Мартина, между 400 и 410 годами, св. Гонорат основал на острове Лерин в Лигурийском море знаменитый монастырь, из которого вышло множество богословов и философов, там учился и св.Патрик. Кроме него в монастыре жили св. Кесарий, автор известного монастырского устава, и Винсент Леринский, автор трактата, излагающего западную христианскую доктрину.

2. Духовные наставники святого Патрика. Учителями монаха Патрика были св. Иоанн Кассиан и св. Герман Оксеррский. Иоанн Кассиан родился в 360 году в Провансе, в юношестве со своим другом Германием отправился в Палестину, в Вифлеемский киновию. Оттуда друзья-монахи в зрелом возрасте отправились в египетские монастыри, где в 399 году среди прочих старцев беседовали с анахоретом Евагрием Понтийским, известным своим богословием духовной жизни. В 400 году они оказываются в Константинополе у св. Иоанна Златоуста,

который рукополагает Иоанна Кассиана в диаконы (кстати, Кассиан выбрал имя Иоанн именно в честь Иоанна Златоуста). Известно также, что когда св. Иоанна сослали в 405 году, Кассиан и Германий отправились в Рим ходатайствовать за него перед папой. После этого св. Кассиан остается жить возле Марселя, на своей родине. Известно также, что св. Иоанн Кассиан в 415 году был рукоположен в пресвитеры, и приблизительно в это же время св. Герман стал епископом галльского города Осера (Auxerre).

Святой Иоанн Кассиан занимался писанием богословских трудов. В сочинении "О постановлениях" он говорит о формально-обрядовой стороне монашества, как-то: об одеянии, чтении псалмов и молитв, аскетических подвигах, преодолении страстей. Как непосредственный исследователь монашества разных уставов и епархий, он мыслит необычайно глубоко и обобщенно, и идет дальше многих авторов своего времени.

Второе сочинение называется "Собеседования" ("Сonferences"), в нем Св. Иоанн в форме диалога старцев-киновитов рассуждает о духовном аспекте монашеской жизни: о ее сути, благоразумии, трех отречениях от мира, истоках искушения, молитве (внутренней), христианском самосовершенствовании и духовном знании. Монашеский образ жизни, по Кассиану, не является целью, но добродетели и прочие христианские духовные ценности, приобретенные с помощью аскезы.

После отречения от мира христианин в постоянной молитве погружается в восторженное созерцание Бога. Такая созерцательная молитва очень важна для св. Иоанна Кассиана, она не может быть достигнута без добродетели молящегося, и добродетель не может быть совершенной без молитвы.

В "Сonferences" Кассиан различает четыре ступени молитв. Нам необходимо их перечислить, как вошедшие в религиозный опыт св. Патрика. Это - молитва о прощении грехов, свойственная только что вошедшим в духовную жизнь людям; молитва о благих намерениях, характерная для продвинутых в духовной жизни; молитва о прощении и спасении других, читаемая достигшими состояния любви к Богу и любви к ближнему своему; и последняя молитва - благодарение за благодеяния Божьи, возносимая созерцающими Бога. Эту молитву св. Иоанн Кассиан выделяет особо и называет "пламенной молитвой". Эта традиция "пламенной молитвы" очень важна для последующего развития галльского монашества (и ирландского как его преемника). Форма созерцательной молитвы очень похожа на гностическую медитацию. Чтобы показать коренное различие между ними, св. Иоанн Кассиан подчеркивает, что молитва вдохновляется чтением Священного Писания, монах созерцает Бога, получая единственное совершенное благо, и завершает молитву возвратом к Библии.

Св. Герман Оксеррский, будучи монастырским учителем св. Патрика, несомненно ознакомил его с трудами Иоанна Кассиана.

Св. Герман воспитал Патрика в традиции так называемого семипелагианства, господствующего в галльской церкви того времени. Оговоримся, что этот термин лишь внешне соприкасается с ересью Пелагия Британского, который декларировал, что природа человеческая почти совсем не испорчена первородным грехом и что человек может самостоятельно прийти к спасению. Семипелагианцы ("семи" - лат."половина"), в числе которых были и св. Кассиан, и св. Герман придерживались мнения,

что человек обязан участвовать в своем спасении настолько же, насколько его спасает Господь. Примером служат эпизоды Божьего откровения, описанные св. Патриком в его "Исповеди". Семипелагианство выражало противостояние восточной и галльской (и впоследствии ирландской) церквей римскому папе, принявшему учение св. Августина. По Августину христианин ради спасения должен беспрекословно выполнять все указания Бога, полученные в откровении или через посредников. Разницу в воззрениях показывает жизньв ирландском (или восточном) и в бенедиктинском монастырях VI века: в первом монахи совершают аскетический подвиг ради вечной жизни; во втором же иерархически организованная братия, ожидая спасения, безмолвно и покорно выполняет любые приказы.

3. "Исповедь" святого Патрика Ирландского

Главным произведением св. Патрика по праву считается "Confessio" ("Исповедь"). В ней он описывает свою жизнь, как непрерывную цепь исканий Бога и Его истины. "Исповедь" написана около 460 года и известна нам по позднему списку, сделанному в архиепископстве Арма (Armagh) в IX веке. Подлинность, текста бесспорна. Он написан весьма бесхитростной, простоватой (но вместе с тем совсем не грубой) латынью, в нем встречаются грамматические ошибки и другие, например стилевые, изъяны. Невозможно предположить, что благочестивый и ученый средневековый ирландский монах составляет в таком(!) стиле будущую святыню своей Церкви, но еще невероятнее, чтобы эти ошибки сделал монастырский переписчик IX века, поскольку ирландцы были самыми образованными людьми того времени. Также чрезвычайно важно, то что ВСЕ цитаты из Библии взяты Патриком из неизвестного доиеронимовского перевода, а не из Вульгаты, которая хоть уже и существовала в V веке, но стала общепринятой только в следующем веке. В житие св. Коломбы указано, что некий ученый муж Финниан из Мовилля привез из Рима копию Вульгаты, которая так понравилась Коломбе, что тот, нарушив свое обещание, переписал ее. Финниан обиделся и попросил справедливости у короля, который постановил отдать список владельцу оригинала. Тогда св. Коломба, будучи, как и Финниан, местным ригом, пошел на обидчика войной, закончившейся битвой при Кольдревне, где полегло немало людей. Потом св.Коломба организовал все главные монашеские школы Ирландии и, как легко понять, ввел там Вульгату. Следовательно, "потолок" написания "Confessio" - середина VI века (датировка событий жития). Если бы "Исповедь" создавалась позже, она бы содержала цитаты из Вульгаты, ане из более раннего перевода Библии.

Дополнительным аргументом в пользу достоверности "Исповеди" является, пожалуй, удивительная склонность автора, то есть Патрика, к безыскусному самобичеванию и самоуничижению как перед Богом, так и перед другими людьми. "Исповедь" начинается словами: "Я, грешный Патрик, самый невежественный и ничтожный среди верных и для многих достойный презрения ..." и продолжается на протяжении всего текста перечислением всяческих грехов (как и положено в собственно исповеди) и заканчивается словами: "И прошу ... прочесть это письмо, написанное грешным невеждой Патриком ...". Сюда же относится авторская критика стиля и языка произведения: "Вот почему давно я собирался написать, но до нынешнего дня откладывал; сомневался - ибо боялся я дать повод для насмешек - ведь я не начитан, как прочие, прекрасно усвоившие Священное Писание, и язык свой они с детства не меняли, но лишь все более совершенствовали. Поскольку слова и речь наша переведены на чужой язык, то по складу моего писания легко оценить, образован ли я и сведущ ли в ораторском искусстве...". Во всем четвертом разделе "Исповеди" св. Патрик бичует свое "невежество", "неповоротливый язык" и "косноязычие".

Кроме того, Патрик в его жизнеописании невнимателен к довольно важным с биографической точки зрения эпизодам и периодам своей жизни, как-то : ученичеству в галльских монастырях Лерина и Мармутье, рукоположению в епископский сан, покушению на свою жизнь, совершенному посланниками верховного короля Ирландии Лоэгайре и пр. Настоящий серьезный биограф несомненно хотя бы упомянул об этих случаях, не говоря уже о том, что многие из них заслуживают детального описания.

Доказав авторство св. Патрика, следует перейти к следующему этапу анализа "Исповеди", а именно к рассмотрению внутреннего осознания автором своей апостольской миссии, отвлекаясь от его самокритики. Сам Патрик, однако вполне допускает исполнение Божественной воли невежественным человеком. Поэтому важно какие биографические факты Патрик сообщает о себе в "Исповеди".

В начале святой называет своего отца и деда, не забывая указать их церковный сан - диакон Кальпорний и пресвитор Потит. Далее он рассказывает о месте своего рождения, Бонавеме Табернийском, и сразу сообщает, что из имения неподалеку его юношей похитили пираты. Патрик не рассказывает о первых шестнадцати годах жизни и дает читателю понять, что годы неверия совсем не интересуют святого: "Бог навел на нас пламень гнева своего". После этого речь идет о жизни в плену и о познании божественной истины: "И там Господь открыл мне сознание моего неверия".

В описании плена есть очень важные строки: "... Я каждый день пас скот и много раз на дню молился, и более и более увеличивалась во мне любовь к Богу и страх Его, и принуждалась вера, и приумножался дух, и доходило до сотни молитв в день, а часто до стольких же и ночью. Даже когда я оставался в лесах и горах, я поднимался до света для молитвы в снег, в мороз, в дождь, и, как сейчас вспоминаю,

не ощущал никакого неудобства и никакой лености: ибо когда тогда пылал во мне дух". В этих строках содержится ключ к пониманию всей "Исповеди". В пространном описании св. Патрик переформулирует первую молитву св. Иоанна Кассиана - молитву о прощении грехов, свойственную духовным неофитам. Патрик указывает свою стезю в уже разработанной духовной схеме и этим открывает преемственность ирландской христианской традиции от галльского монашества. Напомним, что св. Кассиан был учеником Иоанна Златоуста, который сформировал свои духовные воззрения под влиянием св. Василия Кесарийского и св.Григория Богослова - виднейших отцов церкви и столпов христианства, чья библейская экзегетика восходит напрямую к заре христианства и к учению первоапостолов. Таким образом можно увидеть цепь наследования, связывающую Ирландскую Церковь с самым источником христианства, и на этой основе показать равное происхождение ранней Ирландской и Римско-Католической Церквей.

После подвижнических молитв св.Патрик услышал Голос, который поведал ему о скором освобождении. Вообще, для Патрика духовные опыты очень важны, он очень подробно и с восторгом их описывает. Во многих местах "Исповеди" святой, обращаясь к Богу, получает Его прямые указания и помощь именно в форме голосов и видений, следующих почти всегда за молитвой. Эта мистическая практика близка к опыту восточно-христианских анахоретов-пустынников, что еще раз подчеркивает связь основателя Ирландской Церкви с первыми христианами.

Другим чудом был Голос о корабле в двухстах милях от места пребывания в плену. Патрик направился к кораблю, оставив хозяина, у которого прожил шесть лет. На корабль Патрика не пустили, и тогда он повернул туда, где его приютили накануне, а по дороге стал молиться: "И прежде, чем завершил молитву, услышал, что один из них (корабельщиков) громко кричит мне вслед: `Иди быстрее, эти люди тебя зовут'. Я вернулся к ним, и они стали мне говорить: `Иди, ради веры твоей мы принимаем тебя; будь нам другом, если пожелаешь'. Так в этот день благодаря страху Божиюокончилось мое бегство". В приведенной цитате вполне ясно описана молитва благих намерений, приносимых Богу. Именно так св. Патрик по дороге от корабля скорее всего молился о том, чтобы у него "вышло плыть с ними", а просить у Бога он мог лишь дав Ему обет - по Кассиану - "благих намерений". И Господь помог ему.

Приведем еще один отрывок "Исповеди": "Через три дня мы достигли земли и двадцать восемь дней шли по безлюдным местам, и еды нам недоставало, и начался голод. И однажды кормчий говорит мне: `Что скажешь, христианин? Твой Бог велик и всемогущ? Почему же ты не можешь помолиться за нас, чтобы нам избавиться от опасности голода? Вряд ли мы кого-нибудь здесь встретим.' Я громко сказал им: `Обратитесь верою и всем сердцем к Господу Богу нашему, чтобы сегодня Он послал пропитание на пути нашем для насыщения, ибо у него повсюду все в избытке'. И с Божьей помощью так и случилось. .... После этого они воздали усерднуюхвалу Богу, и я был в почете перед очами их".

Здесь св. Патрик говорит о третьей ступени молитвы, молитвы - прошения за других. По Иоанну Кассиану эта молитва характерна для достигших состояния любви к ближним, и св. Патрик несомненно уже достиг этого состояния. Ко времени побега из плена, по-видимому, уже определилась дальнейшая судьба святого. Патрик не мог оставить ибернов (ирландцев) без Божьей благодати (пищи духовной), получаемой через молитву. Корабельщики, возглавляемые святым, принесли Богу молитву о пропитании (духовном). Так св. Патрик начал свою проповедническую деятельность среди язычников-жителей Ибернии.

Далее Патрик пишет: "И однажды даже нашли дикий мед, и часть его уделили мне. И один из

них сказал: `Это жертва. Никогда доселе я не испытывал благодарности Богу.' Но той же ночью, когда я спал, начал сильно искушать меня Сатана, не забуду этого, пока пребываю в этом теле. На меня как будто упала огромная скала, и я не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. И не знаю, как у меня получилось, но я к духу воззвал, назвав его Элиам. И в это время я увидел солнце, восходящее на небе, и закричал изо всех сил:

`Элиам! Элиам!' И вот, солнечный свет упал на меня, и тяжесть тут же исчезла". Святой переходит здесь на четвертый, пламенный, уровень молитвы, молитвы созерцания Бога, цели всех христианских аскетов по Кассиану. Спутники святого (уже христиане?) в это же время научились молитве благодарности (благих намерений).

После этого следуют разные подробности путешествия и Патрик, наконец, оказывается в Британии, у родителей. Скорее всего, эти "несколько лет разлуки", были проведены в галльских монастырях, а в Британию св. Патрик попал, по-видимому, лишь в 429 году, сопровождая св. Германа, посланного для искоренения ереси пелагианства. Там, в Британии, Патрику было видение мужа Викторика, пришедшего из Ирландии с письмами. В одном из этих писем, "Голосе ибернов", св. Патрик услышал их просьбу прийти в Ирландию и "быть" с ними.

Далее в "Исповеди" следует один из самых туманных эпизодов. Патрик хочет получить епископский сан, но некоторые высшие иерархи Галлии оказались против и даже лучший друг восстал против него. Но святой выдерживает испытания и, как видно из дальнейшего, становится все-таки епископом. Здесь Патрик упоминает две даты, которые помогают нам разобраться в хронологии. Примерно в 15 лет он совершил какой-то проступок, о котором рассказал своему товарищу, а тот впоследствии обличал св. Патрика за это. Патрик пишет: "И когда я подвергся испытанию от некоторых старших моих, которые по грехам моим выступили против моих епископских трудов, я был так потрясен, что чуть было не погиб и сейчас, и в вечности. Но Господь милостиво пощадил новообращенного и странника во имя Его и помог мне в этой скорби, так что меня не коснулся позор и поношение. Молю бога, чтобы этот случай не был вменен им в грех, ибо и через тридцать лет они нашли меня и поднялись против слов, которые я говорил еще не будучи диаконом". Итак, автору "Исповеди" было около 45 лет при вступлении в епископский сан в 432 году, что вполне вписывается в биографию св. Патрика, которому тогда действительно было 43 года.

Далее "Исповедь" описывает подробно крещение Ирландии.

4. Биография святого Патрика

О жизни св. Патрика мы знаем или из вполне авторитетных, но поздних средневековых источников, либо из сомнительных по достоверности, но составленных в VI-VII веках биографиях, близких к святому по времени. Единственным достаточно подробным прижизненным источником является только

"Исповедь", но эта автобиография не может быть принята буквально. Поэтому неизбежно существует множество разных версий одних и тех же эпизодов и периодов жизни святого, в частности, спорным был даже год рождения Патрика.

Многие ученые ранее полагали, что св. Патрик родился в 372 году, однако сейчас общепринятым годом его рождения считают 389 год. В пользу последней даты имеются важные аргументы: во-первых, это неплохое соответствие датировки с периодами жизни св. Патрика, прямо указанными в "Исповеди" (см. выше), кроме того, дата вторжения вандалов в северную Галлию также совпадает с хронологией "Исповеди"; рожденный же в 372 году, св. Патрик крестил бы ирландцев в таком дряхлом возрасте, что остается только удивляться успеху его долгой миссии. Хотя и преклонный, возраст Патрика в 104 года к моменту смерти в 493 году все же более правдоподобен, чем 121 год для родившегося в 372 году.

Следующий спор касается места рождения святого. Существуют три версии: Пикардия на северо-востоке современной Франции, неизвестное поселение в устье реки Северн в Британии или это современный город Килпатрик (тогда - Bоnavem Taberniae) под Дамбартоном на юге Шотландии Пикардия слишком далека для рейда скоттов, угнавших св. Патрика в плен, да и сам Патрик пишет, что родители его жили в Британии. Остается две версии - Северн и Дамбартон. Вторая географически предпочтительней для набега пиратов из Антрима, куда похитили юного Патрика. Некоторые места из "Исповеди" указывают на то, что Патрик жил именно там. Попытаемся восстановить биографию святого, пользуясь различными источниками.

Родился мальчик (тогда его звали Суккат) в довольно богатой бритской семье, родители его были христианами. Известно, что отец его, Кальпорний, был сначала римским декурионом, а потом стал диаконом. Дед Сукката, Потит, был пресвитером. Суккат не был верующим и впоследствии св. Патрик написал, что пострадал за грехи. Около 405 года Патрик был захвачен в плен ирландцами после их набега на принадлежащее его деду имение Энон, расположенное недалеко от Бонавема Табернийского. В Ирландии его продали в рабство в Антрим (Anthrim), где он пас овец некоего Милкко (Milcho) из клана Да Ларадиа. Тамошние люди называли юношу Котрейдгом (Gothraidge).

Лет через шесть-семь Патрику удалось бежать, и довольно долго, по-видимому, проскитавшись в Ирландии, он на корабле с волкодавами (до сих пор эти собаки составляют важную статью ирландского экспорта) попадает в Арморик (современная Бретань) на северо-западе Галлии. За годы плена Патрик многое пережил и ко времени побега стал глубоко верующим человеком. Поэтому в разоренной варварами Галлии будущий святой легко нашел пристанище у монахов местных монастырей. Несколько лет он провел в монастыре Мармутье под Туром, основанном св. Мартином, апостолом и покровителем Галлии. Там он получил имя Магонус, иначе Мунн. После этого Патрик подвизался на "счастливом острове" Лерине (около нынешних Канн в Провансе) в монастыре св. Гонората.

Но воспоминания о своей "второй родине" Ирландии и о людях, живущих там, не давали монаху покоя: примерно в 415-420 годах св. Патрик направляется в Рим с просьбой организовать миссию для крещения страны. Ему отказали, в политической и военной ситуации того времени нетрудно было отказать малоизвестному монаху в средствах на христианизацию какого-то варварского острова. Тогда Патрик возвращается в Галлию, где селится в городе Осере при знаменитом епископе Германе, к которому стекалось множество монахов со всей Европы.

Там Патрик завершает свое образование, начатое в других монастырях, и приобретает авторитет в богословских кругах, необходимый ему для получения епископского сана и организации ирландской миссии. Он становится сначала учеником, а затем и близким другом св. Германа; тот рукополагает монаха в диаконы под именем Патрика (Patricius). Когда Германа в 429 году посылают в Британию для борьбы с пелагианами, св. Патрик едет в свите епископа. Там он встречается со своими родителями и укрепляется в надежде крестить Ирландию.

Судя по описанию этого путешествия у Ненния в "Истории бриттов", св. Герману приходилось не только выполнять основную задачу миссии, но и довольно часто обращать в христианство местных князей. Это стало хорошим примером для Патрика; позже, в Ирландии, он пользовался приемами учителя. Святой Патрик близко воспринял идеи епископа Германа (см. выше о так называвемом семипелагианстве и как оно повлияло на ирландское монашество). В свою очередь, Герман покровительствовал Патрику и по возвращении из Британии последний был посвящен в пресвитеры.

В 431 году папа вспоминает об Ирландии и посылает епископа Палладия для ее крещения. Тот начинает проповедывать христианство на юге острова, но в том же году умирает, не выполнив задания. В 432 году Патрик едет в Рим во второй раз и с той же целью, но теперь с рекомендациями от епископа Германа и пресвитера Зегеция. Папа Целестин II внимательно выслушивает Патрика и дает свое благословение на христианизацию Ирландии. Галльский епископ Аматор (Amatorer) рукополагает Патрика в сан первого епископа Ирландии, и в этом же 432 году святой со спутниками отправляется в свою долгую миссию.

Сначала св. Патрик высадился в Уиклоу (Wicklow) на юго-востоке острова, но из-за дурного предзнаменования он решает плыть дальше на север, где сходит на берег в Дауне (Down). Там миссионеры строят первую в Ирландии церковь и крестят много людей. Иэ Дауна святой пошел в Антрим, где пытался обратить в христианство своего бывшего хозяина Милкко, но тот, испугался своего беглого раба и сжег себя вместе со всем имуществом. Последущие 30 лет жизни Патрика состояли из бесконечных поездок по четырем королевствам острова: Ульстеру (Ulster), Коннахту (Connaught), Лейнстеру (Leinster) и Манстеру (Munster). Каждый день приносил десятки, а то и сотни новообращенных.

Святой наглядно объяснял кельтам догмат о триединстве и троеподобии Бога: он показывал им единый листок (трилистник) клевера. Обычно сначала старались обратить в христианство вождя клана; за ним по его примеру крестился весь клан. Часто местные вожди дарили земли для постройки церквей. В некоторых местах св. Патрик крестил только несколько человек, учил их писать и читать, давал им список Евангелия, рукополагал в священнический сан и уезжал трудиться дальше, оставляя этим людям крещение их соседей. Многие следовали за Патриком после чудес, показанных им народу: он посрамил друидов и свалил идола в Кром-круах, кроме того, он лришел на друидский праздник в их столице Таре и сжег их главные книги.

Это выглядело очень странным; непонятно, как такая древняя, крепкая, сильная и авторитетная организация друидов могла мгновенно пасть под натиском христианства, не имевшего никакой опоры в Ирландии. Однако, имеется интересная гипотеза, объясняющая это загадочное явление. Распространение христианства сильно опиралось на вождей и местную знать, и весьма вероятно, что друиды своим консерватизмом стесняли действия аристократии. Последняя использовала христианство как противовес господствующему культу. Здесь можно провести параллель с Индией: почти сразу после своего возникновения буддизм широко распространился среди кшатриев, тяготившихся властью браминов. Вспомним также крещение Киевской Руси в Днепре, проведенное практически в один день.

Не все короли и риги пожелали принять истинную веру: среди них наиболее известны Лоэгайре из Тары, верховный король Ирландии, и Коротик, князь Думбартона из южной Шотландии. Друиды, по преданию,

предсказали Лоэгайре, что Патрик отнимет у него власть над живыми и мертвыми. Король испугался и послал к святому, направлявшемуся в Тару, убийц. Но стоило только св. Патрику прочесть свой гимн "Крик оленя", как убийцы вместо святого и его спутников увидели проходящее стадо лесных оленей. Этот гимн сохранился до сих пор и, судя по архаичному ирландскому языку, может вполне принадлежать Патрику.

Коротик, бриттский князь, собрал отряд скоттов и южных пиктов и совершил набег на южное манстерское побережье, где убил многих новообращенных, а несколько тысяч увел в плен. Патрик написал ему по-латыни два письма, известные сейчас как "Epistola ad Coroticum". В первом святой просит вождя отпустить пленников с миром. Это не подействовало, и тогда св. Патрик во втором письме обращается уже к

подданным Коротика и требует, чтобы они заклеймили своего князя позором и не вкушали с ним хлеба, пока он не покается. Скорее всего, епископ Ирландии заплатил Коротику деньги и тот отпустил пленных христиан.

Патрик и сам не раз попадал в опасные ситуации, иногда ему помогало спастись красноречие, иногда верные друзья, а иногда и церковное золото. Через пятнадцать лет после начала миссии христианство наконец-то укрепляется на земле Ирландии, и в 445 году Св. Патрик основывает главное архиепископство в Арме (Armagh) в графстве Даун. Святой Патрик становится первым примасом Ирландии, и на последующие века Арма остается центром Ирландской Христианской Церкви.

Среди легенд о св. Патрике есть одна очень необычная, но вместе с тем популярная: однажды святой по просьбе людей собрал в Ирландии всех змей и других пресмыкающихся в одну коробку и выбросил ее в море. С тех пор на острове не водятся змеи, а Ирландское море очень бурное и пенистое.

Много вопросов вызывает дата смерти св. Патрика. В разных традициях их сохранилось две: 461 и 493 год. Это разночтение как-будто объясняет "Хроника" Проспера Аквитанского: епископ Палладий ранее Патрика был направлен в Ирландию с той же целью. Следовательно, было два крестителя Ирландии: Палладий, умерший в 461 году, и св. Патрик, скончавшийся в 493 году. Однако, по скудным данным "Хроники" первая попытка крещения Ирландии была предпринята и закончилась в том же 431 году смертью епископа, поэтому известный христианский писатель Палладий, епископ Еленопольский, умерший в 431 году, может быть отождествлен с первым, неудачливым крестителем Ирландии.

Настоящий же креститель ирландцев, св.Патрик, скончался скорее всего в 493 году - за 104 года своей трудной жизни он успел совершить множество духовных подвигов и оставил неизгладимый след в истории Ирландии, мира в целом и Христианской Церкви. День св.Патрика отмечается Римско-Католической церковью 17 марта.

5. Ирландская Церковь и культура

Итак, в 493 году св. Патрик скончался умер в Aрме, но его наследие, оставленное потомкам бесценно. Чтобы увидеть подъем всей ирландской культуры, инициированный крещением, рассмотрим общественный строй Ирландии в первой трети V века, до начала апостольской миссии св. Патрика.

Все общество делилось на множество кланов (туаха) со своими вождями - ригами, подчинявшимся семи главным ригам провинций, те в свою очередь подчинялись двум верховным ригам, жившим в двух административных столицах, Кашеле и Таре. Три города считались священными - Эмайн-маха, Тара и Круахан-ай. Языческий культ на острове отправляли кельтские жрецы - друиды, историю, высокую поэзию и философию хранили предсказатели - филиды, а песни и сказания слагали и исполняли певцы - барды.

Поселения кельтов были очень простыми - несколько деревянных строений обносились земляным валом. Впоследствии именно так будут выглядеть все ирландские монастыри. Предметы, изготавливаемые местными ремесленниками, были очень тонкой работы, и в них чувствовалась тяга к совершенству. Ирландцы жили в полной гармонии с природой. Кельтские языческие верования позволяли воспринимать мир не разделенным на фрагменты, а как единое, хотя и грозное, целое. Недаром стихи о природе у ирландских монахов известны уже с VIII века, что значительно опережает творения вроде "Цветочков" св. Франциска Ассизского. На такой благодатной почве христианство расцвело необычайно быстро. Система подчинения аббатов епископам, а епископов - архиепископам благополучно спроецировалась на систему взаимоотношений ригов, а монастыри идеально сочетались с клановой структурой общества. Ирландцы воспитывались в монастырях, потом работали в них, а в старости жили там как монахи.

Но основным даром св. Патрика ирландцам был алфавит, письменность. Во второй половине первого тысячелетия почти все ирландцы были грамотны, многие знали латынь и даже древнегреческий. Первая школа была открыта в Aрме в 450 году, и на базе касты филидов христианские школы появились во всех уголках Ирландии. Позже в самые знаменитые из них стекалось множество учеников со всей Европы, в частности из Англии. Важным занятием ирландских монахов было переписывание книг и роскошное их украшение. Примерами тому служат "Book of Kells" и "Book of Darrow". Благодаря ирландским переписчикам до нас дошло множество античных памятников литературы, нигде в других странах Европы не сохранившихся. Для ирландцев - монахов античность не была непосредственным и угрожающим прошлым, как для клира континентальной Церкви, и не содержала и опасности отхода от христианства, в то время как итальянские и галльские монахи боялись языческой античности. Примером трепетного отношения ирландцев к книгам является приведенная выше легенда о войне св.Коломбы за Вульгату. Для служения Господу создавались прекрасные произведения искусства - драгоценная церковная утварь. Однако, как упоминалось выше, духовные произведения св. Патрика шли прямо от истоков христианства и, в частности, от раннего монашества. Монахи - преемники традиции св. Патрика идут по стезе анахоретов: они вводят в свою жизнь жесточайшую аскезу. Для них аскетический подвиг был глубоко осмысленным стремлением к созерцательной молитве св. Иоанна Кассиана. Свою "пустыню" ирландцы-анахореты нашли в океане. По примеру св. Эдны, впервые поселившегося на скалистых Аранских островах к западу от Изумрудного острова, многие монахи на утлых суденышках добирались до Шетландских, Оркнейских, Гебридских островов, заселили Корнуолл, а св. Брендан даже основал монастырь в Исландии.

Другой святой, о котором мы уже упоминали, это св. Коломба Колумкилле ("столп церкви", 521-597 годы),основатель монастыря в Дерри. Он организовал знаменитые богословские школы в том же Дерри, Келлсе и Дарроу, а также сочинил множество религиозныхи нерелигиозных стихотворений. В 593 году после достопамятнойбитвы при Кольдревне св. Коломба поклялся обратить в христианство столько же людей, сколько погибло в битве, и отправился в Шотландию с двенадцатью спутниками, чтобы организовать монастырь на маленьком острове Айона (Iona). Этот монастырь станет основным миссионерским центром Северной Англии и Шотландии. В то же время св. Комгелл основывает знаменитый Бангорскиймонастырь, откуда в 590 году св. Колумбан отплыл просвещать в смутное время темную и жестокую Европу.

В начале Колумбан направился в Галлию, где основал двакрупных монастыря - Аннегре (Annegray), Луксей (Luxeuil) и множествомелких. Но вскоре он поссорился с французским епископатом из-занеподчинения его аббатов епископам и из-за его критики в адрес королевской семьи. В результате святоговыслали из Франции. Через Швейцарию он попал в Италию, где на земле,подаренной ему лангобардским королем, основал монастырь Боббио,где и почил в 615 году. Основанные им монастыри стали впоследствиикрупнейшими центрами христианской науки и образования. Св. Колумбан написал "Regula Мonachorum", но этот устав оказался столь строгим, что монахи Колумбана бежали в бенедиктинские монастыри, которые имели по тогдашним представлениям тоже довольно строгий устав.

Ирландцы-подвижники оказали громадное влияние на Европу - их аскетизм особенно впечатлял на фоне нравов местного клира.Именно ирландские монахи положили начало Каролингскомувозрождению, выведшему Европу из состояния "Темных Веков", а такжеподготовили клюнийскую реформу, изменившую Западную Церковь. Вообще логично рассматривать раннюю Ирландскую Церковь как совершенно самобытную и равноправную с современной ей Восточной и Западной Церквями. Самостоятельности Ирландской Церкви опасался мудрый папаГригорий Великий, который послал в Англию св. Августина Кентерберийскогодля сопротивления кельтскому воздействию на христианство.В то время многие епископства вообще не желалислушать римских посланников и даже после того, как в 704 году все ирландские христиане стали исчислять праздники по-римски, формально признавзависимость от папы, они вплоть до XII века сами назначали епископов иархиепископов. Однако, в XII веке Ирландская Церковь ослабела под набегами викингов, а Римская Церковь, наоборот, окрепла после первых крестовых походов, и тогда-то примас Ирландии в Арме стал подчиняться папе.