Немного о христианском воспитании


Быть может, Вы сочтете мое вмешательство в Ваше сугубо личное дело недопустимым, тогда простите великодушно. Но, если Вы сказали о чем-то публично в Корчме, то следует ожидать реплик.

“Моя дочь проявлет совершенно нездоровый интерес к вопросам религии, а поскольку других примеров нет, она обращает внимание именно на христианство. Я считаю, что я не в праве ограничивать ее в этом, но в то же время я считаю несправедливым, что другие религии останутся вне зоны ее внимания. Говоря "это мое, а это не мое", нужно иметь ввиду, что выбор подразумевает возможность доступа к информации. И этот доступ я постараюсь сделать для своей дочери как можно более широким”.

Даже Вам интерес показался “нездоровым”, посему позволю себе несколько дружеских советов, следование которым, сможет предотвратить “нездоровую” христианизацию сознания ребенка, которая, как сама по себе, так и после ее преодоления, может грозить серьезными психологическими травмами. Все, в том числе и интерес к Христианству, может привести как к нормальной религиозной и духовной жизни, так и к страшнейшему ее извращению. Второе весьма страшно.

Не знаю сколько лет девочке, но буду исходить из 7-12 лет.

Если Вы, конечно, считаете своим долгом отвратить от Христианства ребенка любой ценой, даже ценой психологической травмы, то поступайте ровно наоборот.

Если же Вашей целью является здоровая психика ребенка, то

1). Ограждайте ее от длительного “тусования” в церкви. Как только у любой религии идеальная сторона закрывается повседневной рутиной, то она теряет привлекательность и вызывает разочарование вообще во всяком идеале. Это — тягчайший психический удар.

2). Судя по Вашим описаниям местных “служителей” культа, любое общение с ними за рамками богослужения представляется весьма рискованной акцией. Если у ребенка возникнет настоятельная потребность в беседе со священником, то не стоит запрещать. Однако пять раз подумайте, к кому конкретно обратиться. Если он кажется Вам (без учета личной неприязни к Христианству) приличным человеком, то “Да”.

3). Остерегайтесь лиц с елейным лицом и горящими глазами. Добродушные, но верующие прагматики (не путать с циниками) куда более достойны.

4). Защищайте ребенка от “ширпотреба” и “макулатуры”! Напряженное внимание к книгам тоньше ста страниц. Капля там написанного может убить не только лошадь, но и бульдозер. Особенно следует беречься от книг следующих типов.

а). “Что нужно знать каждому мальчику (девочке)” — руководство для начинающих психопатов с нездоровым пристрастием к сексуальной теме.

б). “Как спастись” — советы по превращению жизни своей и своих родителей в ад на земле. Псевдоаскетика, блин!!!! Не смейся, не смотри на мальчиков, не считай, что делаешь что-то хорошее, БОЙСЯ... Бога, Ада, родителей, черта лысого....

в). “Жития” всяких сомнительных “старцев” и “стариц” — духовная отрава с уймой сомнительнейших примеров для подражания. Постарайтесь быть в курсе того, кто из святых уже признан и почитаем Церковью, и постарайтесь за пределы этого списка не выходить.

г). Трактаты псевдоученых негодяев (они бывают и толще ста стр.), иной раз облеченных священным саном. Приведу один пример: “Любовь земная и небесная” некоего о. Александра. Вот пара цитат на ту тему, что любовь — это грязь и порок: “Повсеместно проповедуется рабство любви. С раннего детства прививается вкус к половой страсти. Так, чистые души, только что вышедшие из иного мира (???-Е.Х.), втягиваются в нашу нравственную грязь... любовь наблюдается в двух формах — пассивизма и садизма, и нормальная любовь имеет характер смешанный — пассивно-садистический... Да, правда о плотской любви большинству не по плечу... Говорят, что влюбленность сопровождается подъемом благородных чувств и вдохновением. Но это ложь. Страстная влюбленность — это психоз на почве неуравновешенной функции. Если она половая, то она уже не любовь...”. Если, сохрани Боже, что-либо подобное попадется в руки ребенку в период полового созревания, то о нормальной семейной жизни в дальнейшем он может не беспокоиться.

д). Берегитесь книг “про конец света” и антихриста. Даже и очень интересных. Не та тема, которой следует интересоваться до 25 лет.

е). Если встречаете в книжке разворачивающуюся широким фронтом борьбу за “нравственность” — тихо под полу и на помойку. Чтение донельзя душе- и психически вредное.

ж). В печку “Православные календари” — еще один сорт душеубийственной отравы. Помесь суеверия с дурью.

з). НИКАКОЙ, НИКАКОЙ, НИКАКОЙ, НИКАКОЙ, НИКАКОЙ, НИКАКОЙ, НИКАКОЙ, НИКАКОЙ, НИКАКОЙ (намек поняли?) “православной” периодики!!!!!! Избави Бог от обсуждения в 10 лет интересной проблемы абортов, да еще в терминах их “душеполезности” и “душевредности”. Вряд ли Вы порадуетесь, если дочь Ваша прочтет, что аборт делать нельзя, ибо ребенок — наказание за грех, а от наказаний нехорошо бегать. В последнем номере сверхпопулярного “Радонежа” пришлось мне лицезреть статью, которую и на порносайте-то помещать постыдились бы. Там с таким наслаждением описывались падение англикан, однополый секс в алтаре, священницы-лесбиянки и прочая муть... Не скажу, что онанизм полезное дело, но нравственный онанизм стократ хуже.

При необходимости можно составить конкретный “Индекс запрещенных книг”. Еще раз подчеркиваю, ИМХО свобода информации не равна свободе распространения духовной заразы.

5). Архиосторожность нужна с аскетической литературой, даже и очень хорошей: “Добротолюбием”, “Лествицей”, “Аввой Дорофеем”, Игнатием Брянчаниновым и т. д. Она написана специально для тех, кто избрал монашество, обычно для весьма продвинутых монахов-подвижников, и человеку, живущему в миру, она ни к чему, разве только, чтобы почувствовать разницу. Сейчас существуют группы “фанатов” (еще чаще “фанаток”) такого рода чтения: надвигают платки на лоб, не поднимают глаз, говорят шепотом, отвечают односложно, не спят ночами, постятся до упаду и .... искренне полагают себя дерьмом, которое при этом круче всех на свете. Шизофрения, как и было сказано. Я, обычно обескураживал адептов подобной “Йоги” цитатой из первого ответа “Аввы Дорофея”, советам которого с ответа 23-его они стараются следовать: “У меня есть имущество, и я хочу одну часть из него пожертвовать в монастырь, а другую раздать нищим. Скажи мне, отец мой, должен ли я раздать его сам, или же через Авву?”. Поскольку не один из “аскетов” не раздал имущества, то и их претензии исполнять все более крутые советы довольно бессмысленны. Это не тот случай, когда можно скакать через ступени.

6). Избави Бог подпускать девочку на пушечный выстрел к “верующим бабулькам”. Они напичкают весьма восприимчивую к любой информации головку такой помесью из ерунды, суеверия и “благочестия”, что Вы еще долго будете удивляться “откровениям” об устройстве мира, правилах хождения на могилы или “этикете” поведения в церкви, сообщаемым Вашей дочерью. Помните, что Христианство — вера, а не система суеверий, даже если эти суеверия разделяются многими христианами.

Теперь несколько положительных советов.

7). Всякую религию имеет смысл узнавать по лучшим, а не худшим ее сторонам и сравнивать именно вершины, а не болота. Вопрос именно в том, прекрасней ли Афон Фудзиямы, а не в том, где больше сволочей — среди попов или сенсеев. ИМХО Вы совершите большую ошибку, если будете превозносить, скажем, красоту синтоизма и величие Аматерасу, сравнивая их со святоникольским пивом и 600-ми мерседесами местных патриархийных попов. Вот поставить рядом “Нихонги” и Писание, синтоистский ритуал и божественную литургию, рассказы о великих людях синто и православных святых действительно корректно.

8). Не знаю, велик ли в Севастополе выбор, но постарайтесь найти храм, где богослужение совершается тщательно, красиво и не слишком коротко. Не обязательно стоять до конца, но “скомканная” служба — величайшее преступление против эстетики богослужения. Ребенок должен видеть всенощную и литургию во всех их красе и символическом богатстве. Иначе считайте, что он ничего не видел.

9). Вряд ли Ваша дочь еще в том возрасте, когда она сможет оценить внутреннюю духовную силу и мировоззренческую слаженность тех или иных религий, но вот оценить их эстетически она, наверное, в состоянии. Если Вы предъявите ей альбом с действительно хорошими репродукциями древнерусских икон, с фотографиями старинных соборов, если, будучи в России, не поленитесь посмотреть с ней Москву и провезти ее по Золотому кольцу: хотя бы Суздалю, Ростову и Владимиру, а на Украине покажете хоть Почаев и Черниговские соборы, то можете считать свой долг по ознакомлению дочери с эстетикой Православия в основном выполненным.

10). В лежащую неподалеку от Вашего рабочего места Библию (мне, кстати, еще проще — она есть в компьютере) ребенок рано или поздно влезет по уши. Скорее всего, уже влез. Во-первых, не должно быть ограничений в виде “детских библий” (они нужны только как вспомогательное чтение), избирательного чтения и т. д. Писание имеет смысл читать все, или не читать вовсе. Во-вторых, Ваш долг давать необходимые фактические пояснения. Скажем, Пророки — это поэзия и их нужно воспринимать именно так, христиане понимали “Песнь Песней” как изображение любви человека к Богу в символике свадьбы, казнь на кресте считалась очень позорной и т. д. Чем более основательны будут Ваши познания в этой области, тем лучше и для ребенка и для Вас. В-третьих, с собственной интерпретацией написанного, ИМХО, лезть не нужно. Я глубоко ценю Ваши познания в предмете, и напрасно Вы на меня обижаетесь и считаете, что я думаю о Вас как о невежде. Но согласитесь, что понимание Вами Писания весьма и весьма далеко не только от религиозной, но и от научной объективности. Я, например, в Вашем Христе Христа евангельского не узнаю, и многие не узнают. Вы, конечно, без проблем сможете навязать свое понимание Писания дочери: за Вами и интеллектуальное превосходство, и авторитет отца, и отсутствие у нее альтернативных версий. Но честно ли это будет со стороны противника агрессивной экспансии? Не думаю. Ваше личное дело — слушаться всех моих советов или же нет, но я бы призвал Вас воздержаться от предложения собственных содержательных объяснений по крайней мере до тех пор, пока Вы не сможете одновременно излагать и церковное (= святоотеческое) понимание тех же событий. В-четвертых, изучение Библии — занимательнейшая интеллектуальная задачка. Ответы на многие затруднения ребенок может найти сам же, достаточно “подначить” его к этому. Пусть девочка, скажем, просматривает все ссылки на параллельные места, указазнные заботливыми издателями, и отыскивает смысл. В-пятых, если девочка ближе к нижнему пределу указанных мною возрастных рамок, то имеет смысл сформировать определенную очередность в чтении библейских книг. На свой вкус я бы порекомендовал такую (предполагаю, что у Вас есть полное, а не кастрированное протестанское, издание священных книг):

1). Евангелия Марка, Матфея и Луки, Иона, Эсфирь

2). Бытие, Исход, Иов, Иудифь, Товит,

3). Деяния Апостолов, Иисус Навин, Судьи, 1-4 Царств, Песнь Песней.

4). Екклесиаст, Псалтирь, Исайя, Осия, Амос, Послание к Римлянам, Послание к Евреям.

5). Притчи, Премудрость, Иеремия, Даниил, Маккавеи, Послания к Коринфянам, Послания ап. Иоанна, Апокалипсис.

6). Евангелие от Иоанна

Потом уже все остальное. Грубо говоря, идет возрастание от простого к сложному. В рубрику “остального” записано занудное либо малопонятное.

11). Как уже стало, надеюсь, очевидно из вышесказанного, выбор литературы — занятие подобное прогулкам по минному полю. Творения святых отцов явно читать рано, хотя Златоуст стоил бы внимания хотя бы из-за стиля. За его плечами опыт многих веков античной культуры, и как стилист он будет покруче первопроходцев Демосфена и Цицерона. Но в общем, могу посоветовать следующие “блоки” православной литературы, которые можно отнести к “духовному яду”, только преисполнившись патологической ненависти к Христианству.

а). Старые добрые канонические “Жития Святых”. 12 томов “Четьи Миней” Святого Димитрия Ростовского. Собрание, весьма изобилующее интересными историями и поучительными примерами, как бы агрессивно не относился Черный Принц к их исторической достоверности. Главное, что формируют “Жития” — это определенное представление об идеале христианской жизни. И собственно привлекательностью или же отвратительностью этого идеала и будет определяться отношение вашей дочери к Христианству.

б). Из более поздних жизнеописаний подвижников могу рекомендовать следующих достойных первостатейного внимания святых: Паисий Величковский, Тихон Задонский, Серафим Саровский, Оптинские Старцы, Иоанн Русский, Иоанн Кронштадтский, Николай Японский, Иоанн (Максимович) архиеп. Шанхайский. Несмотря на волны ненависти, бушующие вокруг четы царственных мучеников, в высшей степени советую ознакомить Вашу дочь по толковой книге с личностью государыни Александры Федоровны. На мой взгляд — идеал жены и матери. Очень интересно было бы почитать и жизнеописания новомучеников ХХ века (особенно в изложении о. Михаила Польского) — там немало примеров удивительной стойкости духа и нравственной чистоты.

в). Historia — Libra Sacra gentilorum et Magistra Vitae [История — Священная Книга народов и Учительница Жизни]. Посему хорошее знание истории Христианства заведомо лучше, чем незнание. И любые книги повышающие уровень этого знания будут, ИМХО, полезны вашей дочери. История — это те ворота, через которые наилучшим образом постигаются и суть, и достоинства, и недостатки любой религии. К тому же интересно.

г). Из, так сказать, “душеполезных” авторов, чьи произведения легко доступны, можно рекомендовать книги митрополита Антония Сурожского — нашего современника. Вреда точно не будет. Из более старых имеет смысл почитать Феофана Затворника.

д). Книги, так сказать, образовательного характера — на Ваш просвещенный вкус. Если Вам, окажись Вы на месте дочери, показалось бы что-то увлекательным и полезным, то добро, если малограмотной нудятиной — то долой.

12) Attention!!!! Если дочь захотела молиться. Купите ей приличный молитвослов (если ей лет семь, то лучше детский) с крупным шрифтом. Хорошо бы, если бы молитвы были на церковнославянском (для чтения) и на русском (для первоначального понимания), но читать их надо строго на славянском. Найдите в квартире уголок, где дочь могла бы спокойно побыть полчаса утром и полчаса перед сном. Обидно, если единственным местом молитвенного уединения оказывается санузел. В молитвослове есть блоки утренних и вечерних молитв, с них и следует начать. Читать первые рекомендуется не спросонья, а чуть-чуть придя в себя, а вторые, когда глаза еще не слипаются. Перед молитвой лучше бы сосредоточиться, углубиться в себя, хоть немного отвлечься от крутящихся непрерывно в голове мыслей. Желательно хоть немного задумываться над смыслом читаемого и попытаться отнести его к себе лично. Имеет смысл предупредить дочь, чтобы она не ожидала никаких немедленных явных чудес, никакого особого душевного подъема. Не следует путать беседу с Богом с “подзарядкой” батареи. Если мысли будут отвлекаться и рассеиваться, то не следует злиться или ругать себя за невнимательность. Надо просто вновь собраться и продолжить молитву дальше. Естественным желанием каждого ребенка является попросить что-то у “Боженьки”, в этом нет ничего дурного, но постарайтесь тактично намекнуть ребенку, что ему следует молиться не только о новой игрушке или хороших оценках, но и (и даже в первую очередь) о здоровье и благополучии папы и мамы, близких и друзей. С самих детских лет молитва должна быть молитвой за других. Одной из причин, по которым нужны иконы, является предотвращение разгула фантазии молящегося. Заведомо лучше для душевного здоровья (и проверено опытом), что лучше обращаться к изображенному, чем к воображенному.

Вы можете спросить от своего собственного имени: “К чему молиться по молитвослову? К чему перегораживать путь к Богу вереницей из чужих слов?”. Вопрос законный. Но поймите, молитва — искусство, причем искусство высокое. Если Вам случалось учиться музыке, то, как Вы помните, Вы не начинали с импровизаций, а заучивали чужие произведения: Бетховена, Шопена, Шостаковича и прочих мастеров. Только постигнув их мастерство, можно браться за самодеятельность.

13). Может ведь и такое случиться, несмотря на весь Ваш, Дмитрий, антихристианский настрой, что дочь захочет поститься. Тут тоже можно дать несколько простейших рекомендаций для снятия многих ненужных проблем.

а). Не мешайте. Полагаю, что вы достаточно обеспеченный человек для того, чтобы в доме было достаточное количество постной еды (овощи, фрукты, зелень, соки, в разрешенные дни — рыба). Пусть ребенок сам установит для себя “диету” и ее по мере сил придерживается.

б). Если ребенок сам нарушил пост, то весьма аморальным будет подвергать его за это насмешкам и упрекам типа: “А-а-а, согрешил! Вкусненького захотелось?”. Трудно представить более травмирующую ситуацию. Если вам пожаловались — посочувствуйте. В противном случае попросту не лезьте.

в). Не следует “соблазнять”. Если ребенок постится, то не надо предлагать ему что-то непостное. Захочет — сам возьмет и сам попросит. Уважайте его волю и не подвергайте ее без нужды испытанию.

г). В “социльно неудобных” ситуациях (гости и т. д.) следует разъяснить ребенку, что христианство прежде всего учит хранить мир и не обижать ближнего. Посему лучше съесть в гостях что-то непостное, чем обидеть хозяев или заставить их бегать в поисках “постной” пищи.

д). То же и с трудностями в семье — если есть больше нечего и готовить специально постные блюда для маленькой подвижницы никто не будет, то надо есть что дают. В этом проявится добродетель смирения.

е). Единственный опасный поворот — сорокадневный Великий Пост весною, который и по длительности и по крайне “неудачному” расположению в календаре может создать некие проблемы со здоровьем ребенка (авитаминоз, весеннее ослабление организма... Сам однажды грохнулся в обморок на второй неделе поста, не от голода, впрочем, а скорее от общего нервного истощения). Здесь имеет смысл пояснить, что малые дети и учащиеся освобождаются от строгостей поста. Ребенок может пропоститься, скажем, первую неделю поста и Страстную седмицу. Остальные три крупных поста сложностей не составят: два летом, один перед Рождеством (там главные “страдания” доставит Новый Год, но тут уж каждый решает как знает).

ж). Вообще-то пост распространяется не только на еду, но и на развлечения. Опять-таки, предоставьте самоопределение с этим ребенку. Если он не хочет из-за поста идти с вами в гости или в театр, то не дергайте и не устраивайте разборок.

з). Зато жестко можно спрашивать за любые проявления неблаговидного поведения: вранье, капризы, крики, сопровождающее переходный возраст хамство. Здесь аргумент: “Как же так? Ты же постишься!” может работать железно. Пост — упражнение в добродетели, и если ребенок желает поститься, то любые “эксцессы” с его стороны вдвойне недопустимы.

14). Как ни странно, но лучше, чтобы посещение храма не было для ребенка слишком частым занятием. Пусть это будет для него действительно Праздником, и все там происходящее будет восприниматься не как рутина или обязанность, а как специально для него устроенное торжество. Если возможно, чтобы ребенок ходил в церковь с кем-то из взрослых, то лучше быть посему. Если возникнет какая-то проблема, то взрослый всегда может вмешаться. Лучше не допускать столкновений ребенка с околоцерковным этикетом” и позаботиться о том, чтобы юбка была не слишком короткой, а голова покрыта. Эти правила прежде всего конформистского характера. Но в подобном конформизме не следует заходить далеко, если некто начинает покрикивать на ребенка за то, что “не через то плечо свечку передает”, то отведите ребенка подальше, а самого “некто” деликатно, но твердо попросите показать: где в Евангелии или в церковных правилах написано про передавание свечек именно через правое плечо. А вот позволять ребенку чрезмерно активно передвигаться по храму во время богослужения не стоит — это сильно мешает окружающим. У храмов обычно стоят нищие. Если ребенок хочет им подать, то не мешайте. А вот агрессивных попрошаек надобно отгонять сразу и резко.

15). Если дочь захочет каким-то внешним образом проявить свою принадлежность к Христианству, то лучше всего посоветовать ей продемонстрировать это самым надежным способом — быть приветливой, ласковой и честной. Длинные юбки, черные кофты, глухие платки, четки и прочие составные “набора православной леди” в сторону со всей решительностью. Если очень хочется, то пусть одевается в соответствующую одежду человеческого покроя, а не в “униформу”. Четки же нужны для счета при постоянном повторении “молитвы Иисусовой” и ни за чем больше!!! В качестве прикида использовать их глупо. Кстати, можно объяснить, что нательный крест также не является предметом демонстрации всем окружающим. Не для того он нужен. Чем раньше ребенок поймет, что в Христианстве не ценится показуха, тем проще ему будет определиться.

16). Очень важное. Если дочь будет рассказывать Вам о каких-то своих ощущениях или мистическом опыте. То ни в коем случае нельзя его высмеивать или же игнорировать. Скорее следует внимательно выслушать и попытаться понять: что там от детских фантазий, а что от чего-то иного. Если в подобном опыте Вас начнут беспокоить какие-то черты и вы забоитесь за психику ребенка, то немедленно постарайтесь нанести визит к опытному врачу. Но ни в коем случае не заговаривайте сразу об этих переживаниях. Пусть доктор просто оценит общее психическое состояние ребенка, все взвесит, и, если разговор зайдет об “опыте”, выслушает из уст ребенка (ни в коем случае не из Ваших) о нем. Тогда и будут приняты какие-то адекватные меры. Понятное дело, бойтесь любых проявлений нездоровой экзальтации у ребенка. Если “опыт” явно отрицательного характера (условно говоря, видение бесов и все такое) то посоветуйте ребенку молиться о защите и старайтесь не оставлять его одного перед сном: расскажите сказку, поговорите, пусть он засыпает в Вашем присутствии.

17). Хотел бы еще сказать несколько слов о случае, если Ваша дочь захочет исповедаться, но боюсь вызвать бурю среди тех гостей Корчмы, которым и само слово “исповедь”, равно как и понятие “греха”, ненавистны. Единственная рекомендация: если священник начинает излишне подробно интересоваться жизнью Вашей дочери или, тем паче, распрашивает в подробностях о половой сфере, то бегите от него как от огня. Ой, не священник он, а негодяй.

18). Не учел возможности, что Ваша дочь, может быть, и вовсе не крещена. Это, впрочем, ничуть не отменяет остальных пунктов. Она спокойно может ходить в храм. Если она вполне сознательно и настойчиво изъявит желание креститься, то любимые Вами возрастные ограничения полетят к евойной бабушке. Не запрещайте, а лучше посоветуйте обдумать всю серьезность шага и искренность намерения. Поверьте, если Ваша дочь хоть немного напоминает характером Вас, то запрет приведет только к одному: либо она вас “дожмет”, либо крестится тайком.

Может возникнуть вопрос: почему Христианство требует столько предосторожностей? Почему нужна почти что инструкция по передвижению по минному полю? Причин несколько:

а). Христианство ныне находится не в лучшем состоянии. Могилу копать рановато, так что руки потирают напрасно. Но вот полоса кризиса, каковых было немало за христианскую историю, налицо. Отсюда полно всякой накипи и дряни вокруг веры Христовой. И беречься ее необходимо. Нужна фильтрация.

б). Всякая религия создает столько же проблем для внешнего поведения человека. Даже тихий синтоизм, уверяю вас. Я просто подробно пишу о том, что знаю и от чего могу предостеречь.

в). Чем сложнее прибор, тем больше правил обращения с ним. Чем богаче и разностороннее религия, тем больше вокруг нее ловушек и лабиринтов. И если можно узнать рецепт, чтобы не заблудиться, то лучше им воспользоваться.

Еще раз бесконечно извините, если мое послание покажется вторжением в Вашу личную и семейную жизнь. Я руководствовался при этом, поверьте, самыми лучшими чувствами: желанием предостеречь от возможных трудностей и проблем связанных с, на Ваш взгляд, “чрезмерным” увлечением Вашей дочери религией и в частности Христианством. Если хоть пара моих рекомендаций окажется к месту, значит, дело сделано.